Социальные новости


Древо вечности

25.10.2016 19:08
 

Здесь и далее: фото ChannelRu







В Московском музее современного искусства проходит выставка немецкого скульптора Стефана Балкенхола, который изображает современность как вневременность с помощью средств и методов, уходящих в традицию северного ренессанса.

Работающий во Франции и в Германии Стефан Балкенхол в России не слишком известен. На Западе его деревянные работы активно продаются на аукционах, выставляются в музеях, украшают общественные пространства. Выставка под названием «Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы» стала масштабным событием, знакомящим россиян с творчеством этого художника. В работах Балкенхола не сразу опознается время их создания: его герои выглядят современно, но их экспрессия колеблется между «актуальным искусством», поп-артом 70-х и … эпохой Возрождения. Последнее достигается, в том числе и тем, что скульптор режет по дереву с помощью методов, свойственных германско-голландской деревянной скульптуре эпохи поздней готики и раннего ренессанса.

Огрубленные «мазки» статуй и рельефов как бы гасят жизненность фигур, выхватывая их из человеческого мира и презентуя чувственность с намеком на метафизику. Фигуры Балкенхола лишены связи с классическим эстетическими идеалами, в них нет героики, но легко улавливается символизм западной традиции. Повторяющийся мотив шара отсылает к алхимическому Ребису и платоновскому мифу об Андрогине, а громадные фигуры абстрагирующихся страдальцев, матерей и скелетов кажутся переосмысленными изваяниями святых или инкарнацией традиционного для европейских храмов мотива «пляски смерти». Изобилие золота, контрастирующего с нейтральными тонами и мало говорящими названиями скульптур, подчеркивает значимость символов власти, корон и архетипических «гигантов». Но всё «высокое» тут же гаснет посреди «совершенной нейтральности», нивелируется повседневностью и бесстрастносью вырезанных Балконхолом человеческих черт.

Древесина абачи, кедра и пихты, целые куски толстых деревьев, из которых Балкенхол ваяет дремлющие отголоски классики, наводят на мысль об эдемском древе, тем более, что в одной из экспозиций фигуры мужчины и женщины помещены в золотой шар, напоминающий яблоко. Есть и работы, имеющие психоаналитический подтекст: такова известная балкенхоловская статуя, изображающая плюшевого медведя, ведущего за руку маленького взрослого мужчину. Дерево Балкенхола – это дерево жизни, сна и вечности.

 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"