Новости российской экономики и бизнеса


Обсуждая Hyperloop

22.06.2016 17:44
 

Фото vk.com

Глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев подтвердил, что фонд вложил некоторые средства в компанию Hyperloop One, работающую над технологией высокоскоростной перевозки грузов. Однако, проект Илона Маска, как и сама его личность, весьма спорный и вызывает много обоснованных сомнений. Так, д.э.н. Илья Николаев считает проект исключительно политическим и нереализуемым на практике.

Как стало известно, РФПИ обсуждает первые пилотные проекты Hyperloop One с РЖД. Об этом рассказал сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар на встрече президента России Владимира Путина с иностранными инвесторами в рамках ПМЭФ. Соинвесторами российского фонда стали GE и SCNF (Национальная компания французских железных дорог). РИА Новости цитирует руководителя РФПИ Кирилла Дмитриева: «Мы сейчас с РЖД обсуждаем первые пилотные проекты, и поэтому мы надеемся, что уже в ближайшем времени мы начнем тестировать эти технологии и в России. Среди инвесторов такие гранды, как General Electric и SCNF, это ведущие индустриальные компании, они верят в этот проект, и, безусловно, мы надеемся, что он будет успешным и в России». Он также сообщил, что «абсолютно небольшую инвестицию» РФПИ сделал «в компанию Hyperloop One, которая протестировала новый поезд, который может развивать скорость до 1200 км/час». «Мы считаем, что подобного рода прорывные проекты, а сейчас уже компания поднимает следующий раунд финансирования по гораздо более высокой оценке, чем по той оценке, по которой проинвестировал РФПИ, она позволит эти новейшие технологии применять и у нас», — заключил Дмитриев.

Проект Hyperloop ("Гиперпетля") — это идея вакуумного поезда, перемещающегося внутри закрытой трубы. Ее озвучил в 2012 году американский инженер, предприниматель и инвестор Илон Маск, известный по проектам SpaceX и Tesla Motors. Маск обещает, что новое транспортное средство будет в два раза быстрее самолета, в четыре раза быстрее скоростного поезда и при этом очень дешевым.

В адрес Маска с его футуристически оформленными проектами постоянно раздается критика. Обозреватель Руслан Карманов проект Hyperloop считает авантюрой, которая нацелилась на средства российских налогоплательщиков. Писатель Дмитрий Конаныхин ранее назвал ракету Falcon 9, другой проект Маска, «макаронным монстром», а самого инженера - мошенником, который выдает набор устаревших технологий за передовые изобретения. Российский инвестор и блогер Андрей Нальгин также полагает, что «гений Илона Маска проявился не в изобретении суперкара или чудо-аккумулятора», а в том, чтобы выдать «багу за фичу».

Обозреватель Юрий Мелков сообщает, что «ничего принципиально нового в проекте Илона Маска нет, кроме разве что соединения идей вакуумного поезда с не менее известным подвесом на воздушной подушке». Мелков напоминает, что идея скоростного перемещения по замкнутой трубе снарядоподобной капсулы высказывалась еще в XVII веке и была успешно реализована в конце XVIII века шотландским изобретателем Вильямом Мёрдоком, а позднее таким способом стали перемещать сравнительно небольшие объекты, используя для создания тяги вентиляторы. Так, уже в XIX века пневматическая почта стала реальностью во многих городах Европы, а письма и посылки доставлялись адресатам по трубам при помощи как сжатого, так и разрежённого воздуха. Возник и пневматический транспорт, напоминающий масковский Hyperloop, но довольно быстро его признали «тупиковой ветвью развития, не способной конкурировать по скорости и стоимости с электрическими, а то и с паровыми двигателями».

Одно дело – перемещать по трубам посылки и письма, другое дело – людей. Маска критикует с самых разных сторон. В США, к примеру, в намеченной стоимости его проекта «Гиперпетли» в Калифорнии усомнились экономисты. Профессор экономики Калифорнийского университета Майкл Андерсон говорит, что более-менее реалистичная цена на билет в одну сторону составит не двадцать долларов, а тысячу. Само же предприятие в целом, по его подсчетам, потянет на сто миллиардов вместо заявленных шести.

Многие инженеры также полагают Hyperloop мало реалистичным. Профессор Федеральной политехнической школы в Лозанне Марсель Жуфер подчеркивает, что достижение давления в 1 миллибар (или 100 Па) может оказаться крайне трудной и ресурсоёмкой задачей, которая потребует особого конструирования шлюзов для посадки и высадки пассажиров. Воздушная подушка Илона Маска тоже выглядит полуфантастически. «Зазор между внутренней стенкой трубы и подвесом капсулы не должен превышать 0,5–1,3 мм – показатель, необходимый для достижения нужных скоростей, но выдвигающий крайне жёсткие требования в плане точности всей конструкции. Один из изобретателей маглев-поезда, Джеймс Пауэлл, утверждает, что достигнуть подобной точности на практике крайне сложно: любая неровность внутренней поверхности, любая «кочка» размером всего в ¾ мм будет означать катастрофу мчащегося с огромной скоростью снаряда-вагона», - пишет Юрий Мелков. Однако, если Hyperloop и будет построен, он станет самым неудобным и опасным для здоровья транспортом в мире: отклонение капсулы с людьми от прямого курса всего на миллиметр может привести к значительной качке: ни встать в капсуле, ни перейти на другое место будет практически невозможно, в ней не предусмотрено туалетов и врачебной помощи. «Иначе говоря, «Гиперпетлёй» смогут успешно пользоваться только очень стройные пассажиры с очень крепкими нервами и очень сильным вестибулярным аппаратом: планируемый уровень перегрузки в 2–3 раза превышает таковой при взлёте или посадке рейсового самолёта и напоминает скорее пиковые показатели «американских горок»: до потери сознания и до реальной угрозы для жизни пусть и далеко, но тошноту вызвать вполне может, что в условиях тесной и замкнутой капсулы уже само по себе достаточная неприятность», - заключает Мелков. Еще одной проблемой остается террористическая угроза: «Hyperloop» весьма уязвим для внешних воздействий и, чтобы спровоцировать масштабные разрушения, его даже не обязательно будет взрывать.

Д.э.н. Илья Николаев отмечает «политические плюсы проекта»: «Конечно же, искушение велико: реализация в России прорывного технологического проекта с помощью западных технологий могла бы продемонстрировать, что наша страна, несмотря на все старания отдельных политиков и функционеров Запада, остается внутри современного, единого и прогрессивного пространства, а, кроме того, как и всегда, способна к «большим делам». Но, если учесть технические соображения, то «Hyperloop» в его нынешнем виде, увы, не реализуем и весьма опасен».

 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"