Новости российской экономики и бизнеса


Поезда РЖД будут обслуживать сторонние компании?

23.07.2008 00:00
 

В настоящее время в системе  российских экономических отношений преобладает логика инновационного и инфраструктурного прорыва, ведется  структурная модернизация крупнейших монополистов, в том числе и РЖД.  Происходящие процессы призваны определять эффективное развитие экономики страны, позволяют снизить стоимость корпоративного и индивидуального продукта деятельности людей, а также улучшить его качество.

ОАО «РЖ Д» –компания, которая  обеспечивает 39% совокупного грузооборота  и свыше 41% пассажирооборота в стране. Все 100% акций корпорации закреплены в федеральной собственности, поскольку   железнодорожные перевозки являются стратегически важной отраслью экономики страны. В то же время наличие огромного количества  непрофильного, но необходимого для железной дороги бизнеса тормозит ее развитие, отвлекая огромные государственные средства. В этой связи логично предположить, что аутсорсинг -  передача традиционных непрофильных функций ОАО "РЖД" (таких как  клининг,  кейтеринг и др.) внешним исполнителям, сминимизирует расходы Компании  и улучшит качество  всей сферы услуг. Это, в свою очередь, приведет к снижению цен  на билеты и увеличению пассажиропотока.

В то же время, как полагает вице-президент ОАО «РЖД»  В.А. Попов, «рассматривать экономическую эффективность применения аутсорсинга без одновременного анализа качества обслуживания пассажиров в поездах невозможно», т.е. нельзя допустить (и необходимо жестко контролировать) возможное незаконное списание средств, выделенных  на  аутсорсинг.  Это, безусловно, предотвратит доступ недобросовестным сотрудникам к источникам коррупционного обогащения и обеспечит необходимую чистоту вагонов и качественное обслуживание пассажиров.

Руководство ОАО "РЖД" еще 2006 году приняло положение "Об использовании аутсорсинга филиалами ОАО "РЖД". Положение было первым шагом к реформированию Компании, однако, вот уже два года компании-аутсорсеры ждут продолжения начатого.

Дело в том, что ключевая глава Положения, касающаяся осуществления контроля над переданными на аутсорсинг работами, оказалась нечетко прописанной. Исходя из нее,  филиал, ответственный за контроль над  объемом,  качеством и сроками исполнения услуг, не имеет определенных рамочных  критериев. В этой связи, повышается риск появления на рынке аутсорсеров компаний, дискредитирующих этот рычаг подъема всей экономики отрасли.

В ходе объявленной государственной кампании борьбы с коррупцией Президент РФ Д.А. Медведев отметил: «В нашей стране коррупция превратилась в способ существования огромного количества людей. Так не должно быть...  Будем считать, что мы начинаем с вами законодательную работу по противодействию коррупции». Как мы полагаем, одной из составляющих этой работы может стать введение на уровне государства четких критериев, по которым оценивается эффективность работы компании-аутсорсера и ответственность государственных чиновников за надлежащий контроль выполнения объема и качества работ.

Вторая проблема  в том,  что в большинстве случаев контракты с аутсорсером заключаются всего на год. Компания за это время может лишь отстроить бизнес-процесс и инвестировать в оборудование, не получая прибыли. Естественно, в такой ситуации ни одна компания не будет закупать оборудование и соответственно обучать персонал. Поэтому эффективность труда и качество услуг останется на первоначальном уровне.

На совещании по вопросам повышения экологической и энергетической эффективности экономики России Президент РФ Д.А. Медведев, заявил: «Мы должны стимулировать природосберегающие технологии самыми разными способами». В подтверждение высказанных Президентом Российской Федерации слов можно отметить, что в развитых странах мира привлечение к работе аутсорсеров повышает энергосбережение  и дает импульс к развитию экономии. Так, в Японии компания-аутсорсер разместила на железнодорожных перронах половики, вырабатывающие электроэнергию. Эти же технологии используются и на подводных лодках - человек, просто проходя по покрытию, вырабатывает энергию. Благодаря сотрудничеству с аутсорсером, затраты на электричество снизились до 30%. В России же напротив, до сих пор в большинстве пассажирских поездов используются обычные, а не энергосберегающие лампочки. Можно только представить какой объем средств выбрасывается впустую!

Что касается ОАО «РЖД», то мелкие аутсорсинговые компании и клининговые подразделения   до сих пор используют чистящие средства с большим содержанием щелочи, что разрушает краску, использующуюся в вагонах, вдет к экологическому загрязнению. Перекрашивать поезда приходится чаще, увеличиваются расходы на амортизацию, а возможно, и стоимость билетов.

 В России аутсорсинг начал применяется с конца девяностых годов и при разумном использовании он показывает себя весьма эффективно. Ныне и ОАО "РЖД" медленно, но верно меняет вектор  развития в сторону аутсорсинга.

 
 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"