Новости российской экономики и бизнеса


Преждевременные вводы:

11.12.2012 00:00
 

Этот материал основан на статье аналитического журнала "Нефть и Капитал" номер 11 (195) ноябрь 2012 года. Заметка называется: "Большой восточный маршрут"

Нефтепровод ВСТО-2 построен раньше срока и уже начал прокачку первой нефти из Сибири на побережье Тихого Океана. Однако польза от этого проекта, на который «Транснефть» потратила несколько сотен государственных миллиардов денег, пока неочевидна, а вот убытки для нефтяных компаний уже вырисовываются.
Даже поверхностная оценка этого проекта создает впечатление, что он был реализован лишь с одной целью — быстро освоить государственные деньги, а об эффективности топ-менеджеры «Транснефти» подумать забыли. Как это происходит в нефтетранспортной монополии, можно без труда узнать из доклада Счетной Палаты про строительство первой ветки этого же нефтепровода. А вот свою основную функцию — бесперебойные поставки нефти, - трубопровод сможет выполнить в лучшем случае через несколько лет, ведь построенный намного раньше ВСТО-1 к настоящему моменту удалось заполнить лишь наполовину.
От ненужной спешки тем временем будет страдать весь нефтяной сектор: прокачка по новому трубопроводу будет в несколько раз дороже, чем на других направлениях, а добывающим компаниям грозит нефтяная «продразверстка», когда нефть придется поставлять к Тихому океану лишь затем, чтобы ВСТО-2 не стоял пустым.

Тарифный удар
Досрочное введение ВСТО-2 уже принесло определенные экономические плоды – но пока вовсе не те, что ожидались. По идее, ввод нового трубопровода должен был привести к снижению расходов на транспортировку нефти для нефтяников. В реальности же вышло все с точностью до наоборот – расходы грузоотправителей неоправданно возросли, что не могло не вызвать среди них вполне справедливого возмущения.
Так, в сентябре этого года Федеральная служба по тарифам (ФСТ) приняла решение повысить тарифы «Транснефти» в среднем на 5,5%. При этом тариф на транспортировку нефти до Козьмино был увеличен до 2,08 тыс. руб. за тонну (+10,2%). Таким образом, прокачка нефти по тихоокеанскому направлению оказалось в среднем в 3,5 раза дороже, чем по БТС-1 и БТС-2 (тариф на прокачку до Приморска и Усть-Луги после повышения составляет 553,5 рубля и 642,4 руб. за тонну соответственно).
Повышение тарифов логически объяснимо – «Транснефти» необходимо компенсировать затраты на строительство нового трубопровода. Однако платить за это предлагается нефтяникам – тем, ради удобства которых ВСТО-2 и строилось.
Абсурдности ситуации добавляет и тот факт, что тариф на комбинированную транспортировку (Тайшет-Сковородино плюс железная дорога) и обычную (Тайшет-Козьмино) оказался одинаковым. Сделано это было для того, чтобы поставляющее нефть цистернами СП «Транснефти» и Уралвагонзавода – «Востокнефтетранс» - могло и далее делать это по конкурентоспособным ценам.
Изначально предполагалось, что поставки нефти в Козьмино по железной дороге будут временными, и прекратятся сами собой с вводом ВСТО-2 в действие. Однако «Транснефть» в конечном итоге не сумела избавиться от непрофильного актива вовремя – в ситуации, когда из-за нового трубопровода на рынок было выброшено большое количество нефтегрузов, продать компанию с тысячей нефтяных цистерн оказалось затруднительно. Результатом стало сомнительное решение продолжить перевозки железной дорогой, несмотря на трубопроводный «дублер».
Эффективность содержания подобного непрофильного бизнеса для транспортировки незначительных (3 млн т в год) объемов сырья для «Транснефти» вызывает вопросы — он скорее приносит компании убытки, нежели прибыль. А расчеты компании на то, что в дальнейшем ее «дочка» сможет зарабатывать в будущем на поставках сырья (прямогонного бензина) для «Восточной нефтехимической компании» «Роснефти», тоже вызывают сомнения - ведь это новое производство должно заработать только в 2017г.
Кроме того, присутствие «Транснефти» на Транссибе вызывает настоящую головную боль у железнодорожников. Достаточно вспомнить майскую историю с коллапсом, возникшим из-за скопления на станции Грузовая разгруженных в Козьмино цистерн. Тогда «Транснефть» выбилась из графика поставок, и чтобы нагнать его, увеличила число составов на 25-30%, а пустые цистерны (подлежавшие замене из-за брака) не выводила, а попросту «забывала» на запасных путях. В результате на станции скопились сотни вагонов, которые практически парализовали движение других поездов, сделав нормальную работу станции невозможной.
Тем не менее, решение сохранить «Востокнефтетранс» принято, а расплачиваться за него пока предложено третьим лицам – нефтяным компаниям и РЖД.

Полупустая труба
Другой проблемой остается заполняемость трубопровода. Неясно, куда так торопилось руководство «Транснефти», вводя в действие ВСТО-2 – ведь даже ВСТО-1 работает пока в половину своей мощности.
Изначально предполагалось, что пропускная мощность ВСТО составит на первом этапе 30 млн т в год, а в конечном итоге достигнет 80 млн т. ежегодно. Однако реальность такова, что в 2013г. через Козьмино планируется прокачать всего 21 млн т нефти, из которых 3 млн т будут доставлены в этот порт по железной дороге. Таким образом, пропускная мощность нефтепровода стоимостью более 700 млрд руб. будет использована лишь на... 60%.
При этом подобное положение вполне может продлиться очень долго — перспективы заполнения трубы выглядят пока весьма туманными. ВСТО был призван прокачивать нефть с месторождений Восточной Сибири — в первую очередь Ванкорского, Верхнечонского и Талаканского, а также месторождений поменьше, которые сейчас находятся в разработке. Глава «Транснефти» Николай Токарев уверяет, что только с Ванкора уже в 2014г. в сторону порта Козьмино уйдет 20–21 млн т нефти, а в 2017-м — до 25 млн.
Однако едва ли это соответствует планам хозяйки Ванкорского месторожения - «Роснефти», которая в настоящее время чуть менее половины нефти с Ванкора отправляет на Европу и едва ли готова «сдавать» всю нефть в ВСТО.
Что же касается ВСТО-2, то, согласно планам, основу его поставок должна была составить нефть с новых месторождений ЯНАО и севера Красноярского края, а также Юрубчено-Тохомской зоны. Между тем, трубопроводная инфраструктура для поставок из этих регионов будет полностью построена не раньше, чем через три-четыре года.
В результате в ближайшие годы заполнять ВСТО-2 придется нефтью месторождений ХМАО и Томской области. В то же время это будет невыгодно местным недропользователям, поскольку (в отличие от той же Восточной Сибири) на подобные поставки не будут распространяться экспортные льготы.
Быстро решить проблему заполняемости ВСТО, на который было потрачено столько сил и средств, можно лишь за счет административного ресурса — если власти заставят нефтяников сдавать добытую нефть именно в эту трубу. Фактически это означает, что нефтяные компании будут вынуждены терпеть убытки, поскольку сейчас подобные поставки в силу вышеозначенных причин не всегда выгодны.
Конечно, «Транснефти», которая тратит сотни миллиардов без оглядки на эффективность и последствия, все равно, кто заплатит за ее просчеты — государство или нефтяные компании. Не секрет, что в компании процветает коррупция — повсеместно завышаются сметы, оплачиваются несуществующие работы, конкурсы выигрывают аффилированные подрядчики. Откаты приходится платить всем, кто хочет иметь дело с «Транснефтью» — и нефтяным компаниям за доступ к трубе, и поставщикам труб — за право эти трубы поставлять одному из крупнейших потребителей российского рынка.
Однако события последних месяцев ясно показывают, что провозгласившие борьбу с коррупцией власти, наконец, перешли от слов к делу. Достаточно вспомнить нашумевший скандал вокруг «Оборонсервиса» и отставку министра обороны Анатолия Сердюкова, следственные действия вокруг бывшего министра сельского хозяйства Елены Скрынник и ряд других громких дел. Не исключено, что со временем этот список пополнят и «Транснефть» с ее менеджментом, который пока куда больше заинтересован в личном обогащении, нежели в эффективности работы компании.

 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"