Новости российской политики


Между храмом и музеем

17.01.2017 06:32
 

Фото PressFoto

Решение губернатора Санкт-Перебруга Георгия Полтавченко передать Исаакиевский собор РПЦ спровоцировало бурную общественную дискуссию. За и против этой инициативы звучат самые разные аргументы. Не касаясь на этом этапе общественной дискуссии разбора экспертных мнений, мы сделали подборку таких аргументов.

На прошлой неделе власти Санкт-Петербурга объявили, что Исаакиевский собор передадут в пользование РПЦ на 49 лет. Решение поддержала консервативная общественность, туристы и горожане, которые смогут теперь попадать в собор бесплатно, но раскритиковал Союз музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В минувшую пятницу рядом с Исаакием прошел протестный народный сход.

Некоторые общественные деятели считают (в частности, наиболее активный противник передачи депутат и долларовый миллионер Владимир Матусович Резник), что здание должно оставаться государственной собственностью. Однако, не меньше и тех, кто полагает, что храм должен быть церковью, а не музеем. Первые указывают на «прямое назначение церкви», а вторые подчеркивают, что и до революции храм содержался на средства Министерства двора, а РПЦ никогда не принадлежал. На это есть контраргумент: в Российской Империи Церковь не была отделена от государства. Так, протоиерей Александр Пелин напомнил, что при создании собора архитектор на южном портале начертал слова Иисуса: «Храм Мой, храмом молитвы наречется».

Сторонники передачи Исаакиевского собора РПЦ приводят в качестве своего аргумента также ФЗ РФ № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», под все определения которого Исаакиевский собор полностью подпадает. Диакон Владимир Василик замечает в этой связи, что с буквой закона борются те, кто в других случаях постоянно прибегает к ссылкам на Конституцию и «законничество». По его мнению, в их акциях налицо избирательность и правовой нигилизм. Действительно, лица и организации, которые имеют в целом оппозиционную по отношению к Министерству культуры стратегию, внезапно превратились в защитников «государственной собственности». Среди них ряд градозащитных и урбанистических организаций, которых не раз уличали в ангажированности. Градозащитников, в свою очередь, поддерживают левые активисты, самые радикальные из которых вообще требуют отменить закон о возвращении церковного имущества и, напротив, снова изъять все у церкви и отдать в «распоряжение общества».

Звучат также опасения, связанные с маятником Фуко, прибором, который применялся для демонстрации суточного вращения Земли. Одни опасаются, что церковники снимут маятник Фуко в Исаакиевском соборе, другие напоминают им, что это устройство и так давно снято: оно действовало в храме с 1931 по 1986 годы. Антиклерикальные активисты, тем не менее, создали группу «Свидетели маятника Фуко», вооруженную лозунгом «Ударим маятником по храму».

Находятся те, кто полагает, что вопрос о передаче храма был поставлен специально, чтобы внести раскол в общество и столкнуть разного рода радикалов. По мнению некоторых, против передачи собора развязана дорогостоящая информационная кампания, которая лоббируется бизнесменами, зарабатывающими на туристах. Противники инициативы властей упирают на то, что храм передан единоличным решением непопулярного губернатора, без общественных слушаний и соответствующих процедур.

Некоторые питерцы радуются намеченным переменам, поскольку в собор можно будет попасть без покупки билета, бесплатно. Зато вас не пустят на смотровую площадку, да и музей будет уничтожен, отвечают им оппоненты. Раздаются и голоса против «жадных попов», которые «залезут в государственный карман», вынудив городской бюджет финансировать уже переданный церкви собор. Протестующие против передачи наталкиваются на неприятие иных горожан. Они пишут в социальных сетях, что протестно настроенные граждане ведут себя безобразно, оскорбляют верующих и хулиганят, а, значит, все нормальные люди должны выступать против таких активистов, то есть за передачу собора РПЦ. Ключевые фигуры протеста, включая того же депутата-миллионера от «ЕР» Владислава Резника, также вызывают у многих скепсис и сомнения в необходимости поддержать сохранение собора в качестве музея.

По мнению протоиерея А. Пелина, раз уж Россия отказалась от советского прошлого и насаждаемого в обществе атеизма, то и «Исаакиевский собор должен стать и быть храмом», а «во вторую или даже в третью очередь он может быть музеем». Сейчас, считает священник, в храме религиозные люди находятся в униженном положении. Православный активист Дмитрий Энтео такую позицию разделяет. В своем интервью он заявил, что рад решению Полтавченко, поскольку в храм теперь можно будет ходить бесплатно, «никто не будет запрещать в нем богослужения, миссионерскую и социальную работу, не будут запрещать крестные ходы, не будут оскорблять духовенство, работницы музея не будут больше курить в алтаре».

Директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай Буров говорит, что община верующих и так имела все возможности для богослужений, а отношения с епархией были позитивными. Церкви «не нужно было думать ни об охране, ни о реставрации, ни о свете, ни о тепле, ни о воде — ни о чем», говорит Буров. При этом, в общем пространстве Исаакиевского собора службы проходили четырежды в год, а в приделе Александра Невского богослужения - ежедневно, и верующих, как и паломников туда пускали без билета.

 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"