Новости российской политики


После девяти - ни-ни!

29.06.2017 08:30
 

Фото nowcrimea.ru

Депутат Госдумы Геннадий Онищенко потребовал запретить продавать алкоголь в России с 21 часа до 9 утра. По мнению ученых, временные ограничения позитивно сказываются на уровне алкоголизма, снижая заодно и потребление спиртного в целом.

Геннадия Онищенко поддерживают и другие депутаты, полагающие необходимым на три часа сократить время продажи алкогольной продукции в магазинах. Сейчас ограничение работает на период с 23 часов до 8 утра. Ранее Союз пивоваров предложил укоротить время продажи крепким алкоголем на три часа, но для пива такие нормы не вводить и разрешить продавать по-прежнему. На это Геннадий Онищенко замечает, что в РФ встречается пиво крепче вина, поэтому лучше сократить время продажи любого алкоголя.

Новость прокомментировал клирик РПЦ Всеволод Чаплин. Он одобрил предложение депутата, добавив, что «только так мы придем к норме, которая в России никогда до большевиков не предполагала массового повального пьянства», но и на этом останавливаться не стоит, а «надо идти дальше». «Я вообще не понимаю, зачем людям напитки с крепостью более 20 градусов. По молодости мог выпить водки или джина, но сейчас крепкие напитки вызывают у меня отвращение - да и тогда вызывали, но как же молодому человеку "не поддержать компанию"», - поделился воспоминаниями молодости протоиерей. Сам он предлагает радикальные меры: «Запретить надо водку, вот и все. Хотят гнать самогон - пусть гонят, но за сбыт его нужно давать реальные сроки, как за наркоторговлю».

Художник Ольга Журавлева согласна с ограничениями по возрасту, но выступает против ограничений по времени: «Ограничение по времени приводит к росту подпольной торговли и распространению суррогатов. Пить меньше не станут, а вот травиться или финансировать алкобарыг будут сильнее».

Медиа-активист Александр Милицкий, обобщая данные из регионов, в которых на ограничительный режим перешли раньше, пишет, что такие меры «довольно сильно способствовали наведению порядка, уменьшению количества пьяных в транспорте и на улицах, снижению спонтанной уличной преступности». При этом дальнейшее усиление запретов, по его мнению, грозит созданием «огромного плацдарма для нелегального бизнеса». «В первую очередь, необходима беспощадная борьба с самым страшным врагом — нелегальной торговлей суррогатными напитками. Ведь суррогаты — это не только продажа спиртного в запрещенное время, но и огромный риск для здоровья», - пишет Милицкий.

По данным из открытого доступа, продажи алкоголя в регионах, где введены ограничительные меры (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Московская, Ленинградская, Псковская, Астраханская, Кировская, Ульяновская, Тульская области, Якутия и Чечня), упали в целом на 4-10%. В некоторых регионах наблюдается снижение заболеваний, выванных спиртными напитками, а также смертности на их фоне. Так, за 2016 г. число больных алкоголизмом, состоящих на учете в наркодиспансере Астраханской области, снизилось на 10%. В целом за последние пять лет объемы продажи крепких алкогольных напитков в России снизились почти на 40%, а пива - почти на четверть.  

Кандидат экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Александр Скоробогатов в своей статье, посвященной влиянию ограничений продажи алкоголя на алкоголизм, подчеркивает положительные результаты исследований на эту тему в других странах с аналогичным опытом. При этом, небольшие изменения в разрешенных часах на избыточное потребление алкоголя и на связанные с этим негативные последствия почти не влияют, но эффект ощущается, когда вводятся более суровые меры. В России, согласно исследованию Скоробогатова, «прямой эффект в отношении водки состоял в уменьшении процента употребляющих и злоупотребляющих, как и ее общего потребления». Вместе с тем «политика ограничения ночной продажи не повлияла на употребление пива в контрольной группе», что связывается с тем, что «контрольная группа главным образом состояла из людей, которые не пьют по ночам». «Менее ожидаемый результат

состоит в том, что эта политика положительно повлияла на употребление ими вина и, что особенно интересно, отрицательно повлияла на их употребление самогона. Причина, видимо, связана с побочным продуктом политики ограничений. Многие магазины, торгующие 24 часа, закрылись, потому что ночные продажи алкоголя были одним из главных источников их дохода. Эти магазины могли неофициально продавать самогон по ночам, и их закрытие лишило производителей самогона их дистрибьюторов. Такое перераспределение розничного рынка алкоголя изменило доступный диапазон алкогольных напитков в пользу вина, поскольку в супермаркетах его ассортимент гораздо больше», - пишет исследователь.

 

(С) 2009-2017. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"