Новости российской политики


Что в остатке «Суммы»?

25.06.2014 00:00
 

«Глобалэлектросервис» группы «Сумма» Зиявудина Магомедова выбран генподрядчиком одной из строек «РусГидро» на Дальнем Востоке - ТЭЦ в городе Советская Гавань. Другой масштабный проект, которым займется компания, касается портового бизнеса на российско-китайской границе. Между тем, по мнению ряда экспертов, которое подтверждается инсайдерской информацией из самой группы, финансовое положение «Суммы» оставляет желать лучшего: чудовищная «дыра» в бюджете предприятия может спровоцировать крах компании, что в свою очередь создаст проблемы с реализацией важных национальных проектов.

«Сумму» Зиявудина Магомедова в прессе называют одним из самых закрытых и непрозрачных холдингов России. Брокерская компания БКС в 2011 году оценила стоимость «Суммы» в 3-5 миллиарда долларов. Личная доля Магомедова в группе не раскрывается. Известно, что одним из других важных акционеров является его брат Магомед. По мере развития «Суммы» растет и состояние бизнесмена. Если в 2009 году журнал "Финанс." оценил «кошелек» олигарха в 70 миллионов долларов, то в 2010 – уже в 800 миллионов, а в 2011 году - в 3 миллиарда долларов. На днях стало известно о том, что «Сумма» создает новую управляющую компанию «Трансинжиниринг», которая объединит принадлежащие группе строительные предприятия. «Сумма» стремится  сэкономить на финансовом и юридическом сопровождении бизнеса. По мнению «Коммерсанта», слияние активов может привести к снижению управляемости бизнесом. Если непрозрачная компания станет управляться с трудом, мы рискуем получить колосс на глиняных ногах, которому очень доверяет российское государство, делая заложниками бизнеса Магомедова множество рабочих и привязывая его к проектам, стратегически важным в масштабах страны.

«Глобалэлектросервис» был признан победителем конкурса «РусГидро» по выбору генерального подрядчика строительства ТЭЦ в Советской Гавани в Хабаровском крае. Стоимость контракта - 13,178 млрд руб. Срок выполнения работ - до 31 декабря 2016 года. Сначала «дочка» «Суммы» просила за свою работу 13,9 млрд рублей, но затем снизила цену на 700 млн рублей. «Группе Е4», единственному конкуренту «Суммы», пришлось сократить заявку с 14,6 млрд до 13,48 млрд рублей, но этого оказалось мало. За гранью данной суммы, признались в «Группе Е4», бизнес будет невыгодным. При этом остается непонятным, как «Сумма» планирует выполнить контракт полностью и качественно и при этом не остаться в серьезном минусе.

Также стало известно о том, что «Сумма» будет развивать портовый бизнес в дальневосточном регионе. После «китайского разворота» «Сумма» подписала соглашение с провинцией Цзилинь о перевалке через Зарубино грузов с севера на юг Китая. Первые грузы должны пойти в 2018 году. Инвестиции могут составить более 40 млрд рублей, информирует РБК. Большую часть грузооборота должны обеспечивать китайские транзитные грузы.

По информации источника в руководстве компании, все надежды группы связаны с этими инвестициями. Дело в том, что череда коммерческих неудач, затратных имиджевых проектов, часть из которых, к тому же, закончилась невыгодными для реноме компании коррупционными скандалами (в частности, реконструкция «Большого театра» в Москве), подорвали благосостояние гиганта. Многим амбициозным планам, таким как проект реконструкции ВВЦ-ВДНХ, на вливание госсредств по которому так надеялись Магомедовы, не суждено было сбыться. Теперь «Сумма», как можно предположить, рассчитывает на отечественные и международные инвестиции по «китайскому» проекту, которыми можно будет хотя бы отчасти заткнуть прореху в бюджете компании.

Среди ряда других компаний «Сумма» была названа в экономических изданиях «бенефициаром дружбы с Китаем». При этом обозреватели отметили, что без особой дружественной поддержки государственной власти бизнес компании, получившей широкую известность после скандального проекта реконструкции «Большого театра», едва ли бы получился. Холдинг Зиявудин Магомедова, не смотря на свою низкую прозрачность, не скрывает того, что испытывает долговые проблемы.  Раздать старые долги помогут новые контракты, заключенные с подачи высоких покровителей. В прошлом году в «Сумме» подавляющая часть компаний, включая НМТП ("Новороссийский морской торговый порт"), работала «в минус». Сам Магомедов, как неоднократно сообщали СМИ, признал наличие проблем, даже заявил о вероятной смене в составе топ-менеджеров. На днях приобретение 5% акций ОАО назвал просчетом РЖД президент компании Владимир Якунин.

По мнению д.э.н. Ильи Николаева, сохранение ликвидности за счет госконтрактов – путь логичный, но не совсем честный и, к тому же, опасный экономически. «Сколько может государство покрывать долги неудачливых, но близких к «кормушке» коммерсантов? При Ельцине и Лужкове ряд бизнесменов мог не опасаться за свои структуры: государство и город всегда помогут, из народного кармана. Но сейчас времена уже не те. Рано или поздно покровители в правительстве потеряют возможность помогать. Если при этом, как часто оказывается, инвестпроект окажется неудачным, он рухнет вместе с дотационным бизнесом».

СМИ неоднократно подчеркивали, что если раньше группе покровительствовал бывший столичный мэр Лужков и ряд государственных чиновников, то позднейший из пиков расцвета «Суммы» пришелся на годы президентства Дмитрия Медведева. Также Магомедовых связывают с другими «звездными» братьями – Билаловыми, которые сами оказались в центре серьезнейшего экономического и коррупционного скандала. Теперь за «тучные годы» приходится расплачиваться. В частности, серьезные претензии к «Сумме» имеет компания «Транснефть». По мнению экспертов, лучший и, одновременно, самый проблемный для владельцев актив – Новороссийский порт – может окончательно «уплыть» от Магомедовых.

Анатолий Коваль


Фото: З. Магомедов, фото Валерий Левитин, «КоммерсантЬ»

 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"