Новости российской политики


Деньги за деньги, дом за дом

22.07.2015 00:00
 

Рис. ilc.ria.ru

Министерство юстиции РФ разработало проект закона «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в РФ». Согласно документу, Россия сможет арестовывать иностранное имущество на своей территории пропорционально аресту российских активов за рубежом.

Проект уже одобрен правительством РФ. В пояснительной записке кабинета министров отмечается, что «советское процессуальное законодательство базировалось на концепции абсолютного иммунитета, которая предполагает, что предъявление в национальных судах исков к иностранному государству, наложение ареста на имущество такого государства или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения допускаются лишь с согласия соответствующего государства». Современное положение вещей требует внесения корректив: «Практика внешнеэкономической деятельности России, а также международная договорная практика показывают, что возникла тенденция признания Российской Федерацией юрисдикции иностранных судов, что представляет собой отказ от иммунитета. Количество исков, предъявляемых к Российской Федерации и ее органам в иностранных судах, неуклонно увеличивается, при этом согласия России на ее участие в деле не испрашивается».

Законопроект появился после того, как по иску бывших акционеров ЮКОСа в Бельгии и во Франции были арестованы активы всех российских учреждений, за исключением дипломатических представительств. Это произошло после того, как международный Арбитражный суд в Гааге удовлетворил претензии акционеров ЮКОСа к России.

На концепции «ограниченного иммунитета» основана Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. РФ подписала ее в 2006 году. Подобные же законы действуют в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР и Сингапуре. Во многих странах Европы, напротив, работают принципы абсолютного иммунитета.

Россия восприняла доктрину абсолютного иммунитета от Советского Союза, который всегда придерживался ее, хотя через свои органы государственной власти и допускал отступление от базисного принципа, вступая в коммерческие отношения с иностранными компаниями.

Эксперты отмечают противоречивость в регулировании вопроса об иностранном имуществе в Российской Федерации, поскольку доктрина абсолютного иммунитета входит противоречие с принципом «торгующего государства», отраженного во многих законах и различных нормативных актах РФ. Предусмотренные в них изъятия из абсолютного иммунитета фактически сводят на нет принцип абсолютного иммунитета. Путаницу вносят положения ГПК РСФСР (ст. 435) и АПК РФ (ст. 213), согласно которым российским субъектам гражданского права без их согласия иностранного государства нельзя предъявлять иски, но субъекты иностранного права (физические и юридические лица) при этом могут предъявлять иски к Российскому государству в своих судах, не спрашивая на то его согласия. Фактически Правительство РФ не может принимать ответные меры по отношению к иностранному государству, если иски иностранных физических или юридических лиц к Российскому государству могут быть заявлены без его согласия и основаны на законах иностранного государства, в котором закреплен принцип ограниченного иммунитета (например, Закон США об иммунитете иностранных суверенов 1976 г.). В этой связи развивалось знаменитое дело о «царских долгах».

Большинство юристов приветствуют инициативу Минюста и полагают, что российское законодательство, основанное на принципе абсолютного иммунитета иностранного государства, давно нуждается в изменениях.

 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"