События и происшествия


Ассиметричное усиление

10.09.2014 00:00
 

Компетенции Рособоронзаказа и Рособоронпоставки перешли к силовым ведомствам, главным образом, к Министерству обороны Российской Федерации.

С подписанием президентом В. Путиным соответствующего указа Министерство обороны передаются многие полномочия, которые находились в компетенции Рособоронзаказа и Рособоронпоставки. Сами ведомства упраздняются как таковые. Ряд функций также отошел к МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСКН, ФСО и ФСИН. Эти ведомства будут сами взаимодействовать с оборонной промышленностью по своим нуждам. «Передать функции упраздняемой Федеральной службы по оборонному заказу федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет правительство Российской Федерации, обеспечив их реализацию с 1 января 2015 года», – говорится в документе. Предложение ликвидировать два ведомства внес премьер-министр Дмитрий Медведев. Глава кабинета сформулировал свое предложение следующим образом: «За восемь лет, когда они работали, определенная деятельность с ними проводилась, определенные задачи решались. Но сегодня, исходя из того, что один орган находится в компетенции правительства, в структуре правительства, как принято говорить, «под правительством», это Рособоронзаказ, а Рособоронпоставка исторически оставалась в структуре Министерства обороны, также есть предложение оба этих органа упразднить, с тем чтобы сконцентрировать всю полноту работы в Министерстве обороны по поставкам продукции военно-технического назначения».

Деятельность Рособоронзаказа, созданного в 2004 году, курировало Министерство обороны до 2012 года, когда ведомство было переподчинено правительству. Таким образом был несколько снижен статус Минобороны и усилен военно-промышленный блок правительства, который курирует вице-премьер Дмитрий Рогозин (теперь Военно-промышленную комиссию возглавит лично президент). Еще в начале июня в СМИ появилась информация, что глава Минобороны Сергей Шойгу направил президенту письмо с предложением ликвидировать Рособоронзаказ, чтобы сэкономить бюджетные средства. Функции по контролю над расходованием средств министр предлагал передать Счетной палате, контрольные функции по размещению заказов по линии ГОЗ и ведение реестра недобросовестных поставщиков – ФАС, а ведение реестра поставщиков и лицензирование предприятиям ВПК – Минпромторгу.

Реформирование оборонных ведомств стартовало после того, как разразился большой коррупционный скандал в структурах Минобороны и был уволен бывший министр А. Сердюков. Разбирательство привело к идее ликвидировать Оборонсервис и создать вместо него «с чистого листа» новую структуру. Наследие времен министра Сердюкова дает о себе знать и в работе Рособоронпоставки. Так, цена на партию австрийских пистолетов Glock для спецназа оказалась в несколько раз выше рыночной. Когда это выяснилось, заявка была аннулирована.

Издание «Взгляд» приводит мнение о новых структурных изменениях, высказанное зампредседателем комитета Государственной Думы по промышленности Владимиром Гутеневым: «Это абсолютно правильно, потому что, помимо сокращения персонала госслужащих, это значительно упрощает функционирование и взаимоотношения между Минобороны как заказывающим ведомством и, соответственно, Минпромторгом, как и предприятиями, входящими в зону его ответственности, как поставщиком». Депутат Франц Клинцевич уверен, что реорганизация связана с современными угрозами, а также с коррупцией, которые подтолкнули власти к оптимизации оборонной сферы: «Я очень доволен, что это произошло. Современные военно-политические угрозы требуют более оперативного, быстрого решения тех или иных вопросов. Сегодня сделана ставка на то, что Министерство обороны должно стать основным игроком, и оно должно говорить, какое оружие подходит, а какое не подходит, потому что очень много что Министерству обороны навязывают».

«Изначально разделение функций произошло, потому что были проблемы с контролем качества, –цитирует «Взгляд» вице-президента Центра политических исследований России Дмитрия Поликанова. – Нужно было создать независимую систему качества по отношению к старой, еще досердюковской команде Минобороны, к которой были вопросы. Сейчас, когда в Минобороны новая команда, эффективная и конкурентоспособная, логично, чтобы не дублировать функции, логично все их свести в единый кулак». Главное сейчас, по словам эксперта, сохранить объективность при контроле качества: «Но опять же – была в свое время советская система военпредов, которые прекрасно работали. Велосипед придумывать не надо».

Главред журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко также одобряет упразднение Рособоронпоставки и Рособоронзаказа. Его мнение публикует газета «Известие»: «Сегодня в условиях широкомасштабной политической конфронтации Запада с Россией надо более эффективно работать. Поэтому необходимо минимизировать количество бюрократических структур в госаппарате. Рособоронзаказ и Рособоронпоставка были созданы во времена [Анатолия Сердюкова. Тогда существовали большие трения между промышленностью и Минобороны. Сегодня отношения между предприятиями оборонки и военным министерством гармонизированы. Аппарат Минобороны, который курирует закупку вооружения, работает эффективно. Поэтому надобность в вышеупомянутых органах фактически отпала».

Фото mn.ru


 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"