События и происшествия


В жертву моде

08.10.2014 00:00
 

13-летняя девочка покончила с собой в Москве из-за проблем с лишним весом, сообщили в экстренных службах города. Идеалы телесной красоты меняются от эпохи к эпохе, но мир не становится добрее к тем, кого принято считать «уродами». Многие подростковые самоубийства связаны именно с такого рода давлением окружающих.

Московская школьница выбросилась из окна 13-го этажа дома на Профсоюзной улице. Прибывшие медики констатировали смерть. При осмотре тела погибшей нашли предсмертную записку, прояснившую причины суицида. Девочка-подросток признавалась, что не может жить в неугодном ей теле. Она долго пыталась похудеть и даже смогла это сделать, но затем опять располнела. Эта неудача ввергла ребенка в окончательную депрессию, итогом которой и стало предполагаемое самоубийство.

Сообщается также, что в школе над девочкой с избыточным весом не издевались и дома давления на нее не оказывали. Тем не менее, как подтверждают многочисленные психологи и социологи, основное давление на человека оказывают не столько конкретные высказывания окружающих, сколько общий культурный фон, который транслируется через СМИ, фильмы, моду и другие каналы визуальной культуры. В наше время, как известно, массовая культура исповедует жесткий культ красоты и молодости, причем красота понимается в соответствии с, фактически, навязанным набором антропометрических параметров, который и был причиной многих трагических развязок.

25 августа текущего года в Воронеже с балкона многоэтажки выбросилась 21-летняя девушка, оставив сиротой 2-летнего ребенка. В последнее время она страдала депрессией  из-за того, что резко набрала лишний вес.

В октябре 2010 года 16-летняя студентка лицея в г. Копейска, ранее употреблявшая таблетки для похудания, покончила с собой после долгих переживаний на ту же тему.

В том же году в городе Кингисепп Ленинградской области в своей комнате повесилась шестиклассница Оксана. В ее предсмертной записке было сказано: «Я слишком толстая, и больше не могу жить такой уродиной».

В 2009 году американские ученые под руководством доктора Моники Сван заявили, что тинэйджеры, страдающие от лишнего веса, или считающие себя толстыми, чаще совершают попытки суицида, чем остальные. Согласно опубликованным тогда данным, около 8% подростков, действительно страдавших от ожирения, сознались, что пытались покончить с собой. У «тощих» этот показатель - 6,5%. Среди тинэйджеров, которые только считали себя слишком толстыми, около 10% пытались совершить суицид, в сравнении 6% тех, кто считал свой вес нормальным.

Каким должно быть человеческое тело сегодня решает массовая культура. Она же устанавливает господствующие представления о стандартах красоты, нормах поведения, морали, этике и других областях человеческого существования.

Так, изящная стройность, как у женщин, так и мужчин, ценились в Древнем Египте. Но при этом считалось, что лучше быть мускулистым и широкоплечим, чем просто иметь тонкую талию, будучи субтильным.

В индийской культуре, в древние времена и в современности, худые и просто стройные женщины считаются некрасивыми и даже приносящими несчастья, о чем сообщается в многочисленных астрологических, физиогномических и аюрведических трактатах. У индианки должен быть умеренный живот.

В Китае бытуют обратные представления, которые в свое время доходили до крайностей. Здесь поощрялись не только «безгрудые женщины», но искусственно ужимались их стопы, что фактически приводило многих светских дам к инвалидности, и они передвигались исключительно с помощью служанок. Маньчжурские аристократы, правившие Китаем в эпоху Цинь, ноги своим девушкам не уродовали, но тоже привечали только стройных дам, миниатюрных и имеющих фигуру мальчика-подростка.

В античной Греции женщины считались красивыми, если обладали естественными, природными формами.

Аскетическая христианская культура средневековой Европы выдвинула на передний план духовное начало. В народе продолжала цениться дородность, но аристократки тех времен больше походили на погруженные в посты и бдения монахинь: худые, бледные, прямые и без «лишних форм».

В жизнерадостную эпоху Возрождения от астеничного идеала отказались, на картинах тех времен мы видим округлые формы, вытянутые шеи, упитанные фигуры. С торжеством барокко пышности в теле стало еще больше. Женщины, изображенные на полотнах Рубенса, были «созданы из молока и крови».

Новая мода пришла из Франции: фаворитка короля мадам де Помпадур, стройная и миниатюрная, впервые надевшая высокие каблуки, стала новым образцом для подражания. В XIX веке точки зрения разделились: импрессионисты, реалисты и народники ратовали за пухлых дам, а прерафаэлиты, декаденты и символисты воспевали стройность классического образца или доведенную до романтической «прозрачности». В моду вошли нервные и страстные дамы, «роковые женщины». Идеал прерафаэлитов победил в 20-е годы XX века.

Однако, культ природной дородности античных времен был возрожден в начале XX века, а в Германии и Советском Союзе поддерживался официальной пропагандой. В Германии пытались вернуться к образу крепкой нордической немки, который близок античному. После второй мировой войны худые окончательно вышли из моды, а игривые и жеманные пышки заполонили журналы и киноэкраны. Только после 60-х годов стройным удалось снова захватить власть на умами и сердцами эпохи, и с тех пор они ее не отпускали. К концу прошлого века и началу нынешнего прочно укоренился стандарт женского тела: 90x60x90. В XXI веке к этому стандарту добавилась альтернатива: андрогинный образ высокой, деловой и «плоской» женщины, который довел тысячи представительниц прекрасного пола до анорексии, а многих и до самоубийств.

Фото vokrugsveta.ru

 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"