Новости российской культуры


5 фильмов о журналистике и журналистах, которые вы не видели

26.07.2016 08:50
 

Фото с сайта vk.me

2016 год оказался богат на фильмы о «рыцарях пера и бумаги».

«В центре внимания» - картина о работе журналистской команды над расследованием о сексуальных домогательствах в католической церкви - получила Оскар как лучший фильм года. Следом за этой лентой вышла на западные экраны «Репортерша» (воздадим дань ужасной локализации названия), прошедшая почти незамеченной. Российские зрители официально смогут увидеть этот фильм в конце сентября, а пока ChannelRu собрал фильмы о журналистах, которые не собрали в нашей стране большой кассы, но оттого не менее хороши.

Журналистика – благодатная почва для кино. Разнообразие тем, специфик и областей предоставляет киноделам возможность найти материал и для триллера, и для драмы, и для комедии.

К сожалению, большинство фильмах о журналистике в России не пользуются той популярностью, что на Западе. Традиционно большую кассу собирают разве что «девичьи» мелодрамы вроде «Шопоголик» или «Дьявол носит Prada» или слащавые наивные комедии, как «Доброе утро», в которых «четвертая власть» фигурирует только как некий выхолощенный фон, не несущий никакой смысловой нагрузки. Сложно сказать, связано ли это с тем, что россияне не верят в искренность представителей «второй древнейшей профессии или, с тем, что проблемы, разобранные в них кажутся отечественному зрителю не очень актуальными. Важно и то, что многие ленты просто не доходят до зрителей и увидеть их можно только благодаря пиратам.

«В центре внимания»/ “Spotlight”

Оскароносный фильм «В центре внимания» в России провалился с треском: собрав только в США 45 миллионов долларов, в отечественных кинотеатрах он не получил и ста шестидесяти тысяч. Причины назывались разные: от неактуальности проблемы «духовных отцов» -растлителей до переноса премьеры, которая в нашей стране состоялась через полгода после общемировой. Однако, последняя кажется все же более правдоподобной. Хотя с «голубым лобби» и педофилами в Церкви давно и безуспешно воюет только диакон Андрей Кураев, а РПЦ предпочитает проблему замалчивать, скандалы все равно выходят на поверхность. Так было, например, в ситуации с Глебом Грозовским, которого в ближайшее время Израиль должен выдать российскому следствию. В Москве молодого священника будут судить за сексуальные преступления против детей.

«В центре внимания» («Прожектор», если дословно перевести название на русский язык) – фильм, в оригинале названный в честь отдела расследований газеты The Boston Globe. В начале 2000-х они проводят расследование сексуальных преступлений католических священников. Тогда журналисты обнаружили, что из 1500 «святых отцов», служащих в Бостоне, не менее 87 человек домогались или насиловали детей. Было выяснено, что кардинал Лоу покрывал их. После публикации в редакцию начали звонить пострадавшие и количество потенциальных преступников увеличилось до 290. Бенард Лоу ушел в отставку и покинул Бостон. По сути, став первым публичным рассказом об этой проблеме, расследование «Прожектора» получило в 2003 году Пулитцеровскую премию за служение обществу.

Фильм, действительно, очень хорош: актуальная проблематика, очень удачный актерский каст от Марка Руффало до Стенли Туччи и Рэйчел МакАдамс, все герои на своих местах. Двухчасовой фильм построен настолько логично, что действие нигде не провисает и не покажется затянутым. Но важнее всего проблематика: если отказаться от иллюзий непогрешимости церкви, любой церкви, мы столкнемся с тем, что особые отношения, которые часто выстраивают священники с детьми, действительно могут представлять угрозу. В нашей стране нет ни дискуссии по этим вопросам, ни расследований, и вполне можно ждать появления таких же расследований, как сенсационная работа «Прожектора».

«Репортерша»/ “Whiskey. Tango. Foxtrot”

Первый камень, который можно и стоит бросить – будет в огород локализаторов. Как можно было вообще переиначить известную всему миру аббревиатуру «WTF», записанную фонетической азбукой и превратить ее в абсолютно серое и безликое название «Репортерша». Что вообще должен представить себе человек, увидевший анонс? Девушку лет 19, которая «на побегушках» у всей редакции и только и делает, что переносит микрофон? Молодящуюся тетеньку за 60, которая все еще пытается хорошо выглядеть в кадре? Почему люди, выпускающие фильм на русском, языке, вообще сочли возможным, столь явно продемонстрировать свое пренебрежение к женщинам в журналистике?

“Whiskey. Tango. Foxtrot” – действительно, хорошее кино. Живое, смешное и по-человечески доброе. Экранизация книги Ким Бейкер о ее работе в Афганистане получилась именно такой, какой и должна была стать: немного драматичной комедией, в которой важно не столько место действия, сколько личность главной героини. Тина Фэй, сыгравшая саму Бейкер, справилась с этой ролью «на отлично». Она настоящая и этому веришь. Кабул, женщины в бурках, бравые морпехи, афганские чиновники – рядом с ней только антураж, в котором только Фэй может смотреться настолько органично.

Удачны и второстепенные актеры, от Билли Боба Тронтона до Марго Робби. Все они необходимы сюжеты, а не болтаются там без дела, по сути, они и создают канву действия, от них исходит большая часть юмора, среди которого, конечно, встречаются и вульгарные шуточки. Но, дело в том, что они такая же неотъемлемая часть жизни, показанной в фильме, как палящее афганское солнце и старики, с надеждой спрашивающие американских солдат «Шурави?».

Не лишним будет сказать, что в России фильм так и не вышел. Релиз будет только на DVD и намечен он на конец сентября, так что говорить о каком-то коммерческом успехе в отечественном прокате едва ли придется. Уже сейчас лента доступна в десятке онлайн-кинотеатров, что серьезно снижает перспективу ее монетизации.

«Клуб безбашенных»/ “The Bang Bang Club”

История о четырех друзьях-военных фоторепортерах, снимающих гражданскую войну в ЮАР, в России выходила на два года позже официальной премьеры, да и то в ограниченном прокате. Заработав в нашей стране чуть больше десяти тысяч долларов, она словно канула в небытие и больше никогда не возрождалась. Для артхаусных фестивалей она оказалась слишком реалистичной, а для инди-кино слишком простой. Фильм, действительно лишен какой бы то ни было сложности, заумности, напыщенности, но упрекать его в этом бессмысленно – это кино про жизнь и о том, как хотят выжить несколько обычных людей в очень сложных условиях.

Члены «Клуба безбашенных» в России известны мало. На слуху только имя Кэвина Картера, да и то из-за полумифической историей с голодающей девочкой в Судане, которую он не спас. По легенде именно из-за этого он и покончил с собой через три месяца после получения Пулитцеровской премии. Миф не имеет под собой основания – в предсмертной записке Картер писал, что его доконали безработица и безденежье, что ему не на что содержать семью, и он не может вынести общество, которое сначала вознесло его на вершину, а затем отреклось и начало ненавидеть.

«Клуб» - добротное и простое кино. Оно не совсем про ЮАР, и затрагивает проблемы этой страны и войны в ней разве что косвенно. ЮАР, апартеид – это все только место действия, перенеси этих людей в Сомали или Уганду – ничего бы не изменилось. Это кино о некой тонкой грани морального выбора, за которой ты либо остаешься профессионалом, беспристрастно фиксирующим происходящее, либо начинаешь вмешиваться в процесс. Однозначного ответа на этот вопрос нет и, видимо, не предвидится.

«Зодиак»/ “Zodiak”

Вышедший в 2007 году детективный триллер Дэвида Финчера, пожалуй, можно назвать единственным фильмом из этого списка, чей прокат в России хотя бы относительно успешен. Сложно сказать, заслуга ли это лично режиссера, но, скорее всего, удача связана с тем, что триллеры всегда пользуются большей популярностью, чем драмы. Как и остальные картины из этого перечня, лента Финчера основана на реальных событиях – поиске серийного убийцы, который скрывался под псевдонимом Зодиак. В конце 60-х годов он терроризировал Сан-Франциско, при этом он лично сообщал о своих действиях в полицию и газеты. Дело Зодиака не раскрыто до сих пор.

У «Зодиака» удачный каст – Марк Руффало, Роберт Дауни-младший, Джейк Джилленхол. Это хороший добротный детектив, в котором есть и элементы ужаса и достаточно динамики. Впрочем, фильм упрекали за некую общую бесцветность, однако, едва ли можно отнестись к этим претензиям серьезно. Лента, если смотреть ее внимательно, хорошо раскрывает личности героев и позволяет увидеть скрытые стороны их характеров.

Фильм безусловно стоит смотреть не только фанатам Руффало и Дауни-младшего, и не только, кто любит зловещую эстетику картин Финчера, но и всем, кто не безразличен к детективному жанру.

«Доброй ночи и удачи»/ “Good Night, and Good Luck.”

Эдвард Мэрроу, главный герой этого фильма, фигура для американской журналистики легендарная. Человек, победивший сенатора Маккарти, и, фактически, лично положивший конец «охоте на ведьм» в США, доказавший на личном примере, что СМИ – это самая настоящая «четвертая власть», которая может влиять на процессы и события.

Ни шесть номинация на «Оскар», ни актерский состав, в котором, кого ни возьми от Дэвида Стрэтрэйрна до Патрисии Кларксон – живая легенда Голливуда, ни прекрасный джаз на саундтреке, ни стилизация под 50-е, ни монохромная эстетика, ни даже Джордж Клуни – российский зрителей в кинотеатры не привлекли. А жаль, ведь «охота на ведьм» имеет непосредственное отношение к нашей стране: ведьмами в данном случае были объявлены коммунисты и «друзья СССР». В США сейчас этот период считается едва ли не позорным. Уже в 1954-ом, как раз под давлением Мэрроу Сенат был вынужден признать маккартизм чудовищной ошибкой и попранием прав граждан.

Сегодня в России, когда градус ненависти к «национал-предателям» зашкаливает, вот уже два года, когда большинство СМИ и особенно телевидение занимаются только обслуживанием интересов власти и разжиганием междоусобицы, не нужно ли нам вспомнить слова Мэрроу. «Телевидение может учить, просвещать, даже вдохновлять. Но только при условии, что люди хотят использовать его в этих целях. В противном случае, телевидение — это просто куча ящиков, начиненных лампами и проводами».

 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"