Новости российской культуры


Спасибо, что Высоцкий!

26.07.2016 13:25
 


К годовщине смерти Владимира Высоцкого ChannelRu публикует обзор на самый неоднозначный фильм о великом поэте

Некоторые фильмы нужно смотреть только потому, что в нем играет твой любимый актер. Некоторые, потому что они о твоем любимом герое. Таковы, например, «Игла» с Цоем и «Сестры» с Бодровым. То же относится и к фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова. Авторы потратили много сил на раскрутку: до последнего скрывали, кто сыграл главную роль - подогревали интерес, вот только… Все шутили, что Безруков, а, когда так на деле так и оказалось, -- загрустили.

На самом деле, Безруков хорош, уместен; маска – да-да, та самая резиновая маска, которая так напомнила всем шпионские приспособления из франшизы «Миссия невыполнима» - смотрится натуралистично и, если бы ни голос Никиты Высоцкого, можно было бы сказать, что совпадение с Владимиром Семеновичем получилось почти идеальным. Лучше всего песни, да, их мало, но, данные в записи, они дополняют образ, делают его более цельным, объемным. Когда они начинают звучать, когда слышишь голос, подлинный, настоящий, как-то сразу забываешь и о том, что маске недостает мимики, что маска обычно говорит чужим голосом, который, временами, так выбивается, что рушит старательно созданный авторами мир.

На самом деле, все актеры, в принципе очень неплохо делают свою работу. Говорить о них в отдельности не очень осмысленно: Акиньшина волнуется и демонстрирует решимость, Панин всех смешит бородатыми анекдотами, Ургант перманентно пребывает в истерике. Впрочем, в кадре они нужны лишь для того, чтоб оттенить главное действующее лицо, сначала кажется, что Высоцкого, а потом… Впрочем, об этом позже.

С первых кадров начинает ощущаться какая-то вторичность, параллели с «Жизнью других» настолько очевидны, что создатели «Высоцкого», словно специально, суют их под нос зрителю, приговаривая: «Вот, гляди, все то же самое. «Штази» в советском антураже». Вот только такая красивая и в общем-то даже в чем-то изящная отсылка теряет всю свою привлекательность, когда, к первой трети фильма понимаешь, что заглавный персонаж здесь такой же антураж как мебель, газета «Советский спорт» или улыбчивые узбеки на рынке. Все это не имеет значение, потому что главный герой фильма – не Высоцкий. Главный герой фильма – КГБ, а, точнее полковник КГБ Виктор Михайлович Бехтеев. Экранного времени у него больше чем у Безрукова, Акиньшиной и Урганта вместе взятых. Он вершит человеческие судьбы, он волен казнить и миловать по своему усмотрению, вот только, если агента «Штази» из немецкого фильма «Жизнь других» упрекали за то, что он не совсем правдоподобен, то Бехтеев попросту нереалистичен. Он слишком хороший, слишком приторный и неискренний, чтобы поверить в существование такого человека в реальности. Его благородство, преданность «службе» – сплошной китч, причем китч дешевый, низкосортного голливудского пошиба, тот, в который не веришь ни на секунду. Кажется, что если бы фильму оставили его первое название «Черный человек», то было бы хотя бы честнее, в кинотеатр бы пошли фанаты людей «в костюме сером», а не поклонники Высоцкого.

«Голливуд» вообще стал ахиллесовой пятой этого фильма. Глянец перевешивает реализм, к которому, кажется, стремятся авторы. Буслов, в погоне за какой-то бессмысленной «красивостью» превращает свою картину в странную оперетту о жизни богемы. Его Высоцкий – скверный человек, он звонит жене, когда на кухне суетится любовница, он наркоман, алкоголик и мошенник – дает по десять концертов, а все деньги в карман, ворует у государства. Никита Высоцкий, написавший сценарий, не смог абстрагироваться от своей детской травмы: для контраста нам показывают совсем другого Высоцкого, который жертвует дорогим новым пальто, чтобы вытащить машину и спасти Никиту, его брата и свою тогдашнюю жену Людмилу Абрамову. «Вот, каким он был и до чего довела его жизнь» -- как бы намекает нам сценарист. В попытке врачевать детские травмы Никиты Высоцкого, и сценарист и режиссер как-то совсем забывают сказать нам о том, насколько гениален был человек, о котором они, вроде как, снимают фильм. За кадром остается то, что на его песнях выросли и воспитаны десятки миллионов человек, то, что сам Высоцкий оставил после себя эпоху и культурный пласт, соизмеримых с которыми в истории двадцатого века нет.

Возможно, авторы хотели как лучше – пытались отойти от извечной советской традиции: покрывать любого героя сусальным золотом, заковывать его в мрамор и бронзу и выставлять мумифицированных таким образом персонажей на поклонение толпе. Но в погоне за реализмом, размывается сама суть Высоцкого, его песни, стихи, роли, ради которых, собственно, и хранят в каждой квартире заслушанные до треска пластинки и пленки. И именно этого картине Буслова и недостает. Там есть, кажется, все: реалистичность, наркотики, молодая любовница, Влади по телефону, маска Высоцкого, клиническая смерть, героический КГБшник, но нет Высоцкого, потому что он приравнен высшей силой к обстановке, призванной оттенять безнадежно фальшивого комитетчика.

 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"