Новости российской культуры


Между революцией и гламуром

03.10.2016 22:36
 

Здесь и далее: фото автора












В Мультимедиа Арт-музее проходят три масштабных выставки на совершенно разные темы: основоположника советского дизайна и рекламы Александра Родченко продолжает немецкая арт-группа Zerro, а по соседству своих «золотых женщин» разместил американский актер и фотохудожник Антонио Бандерас.

Большую часть выставочных залов занимает экспозиция, посвященная 125-летию со дня рождения Александра Родченко "Опыты для будущего", которого директор площадки Ольга Свиблова назвала «одним из главных генераторов творческих идей» конструктивизма. Действительно, Родченко (1891 - 1956) имел многопрофильный талант, он был живописцем, графиком, скульптором, фотографом, художником театра и кино. Его называют родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Родченко – автор знаменитых фотопортретов поэта Владимира Маяковского, которые все мы видели в школьных учебниках. Он же сфотографировал и любовницу Маяковского Лилю Брик, позировавшую для журнала «Работница». Эти и многие другие работы представлены на выставке. Родченко первым стал выискивать сложные ракурсы при съемке недвижимых объектов природы и архитектуры. В конце 1920-х — начале 1930-х годов он был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва» и множестве журналов, а также работал над фильмами «Москва в Октябре», 1927, «Журналистка», 1927—1928, «Кукла с миллионами» и «Альбидум», 1928. Для театра Родченко разрабатывал оригинальную мебель, костюмы и декорации.

На выставке можно увидеть как «беспредметные фигуры» и супрематические композиции, так и бытовые предметы, дизайн которых выполнен по работам Родченко. Один из главных экспонатов – чайный сервиз с конструктивистским «орнаментом». В композициях Родченко мало человеческого, они изгоняют из мира сентиментальность и настраивают человека на титанический лад. Возможно, именно эта черта его творчества сделала художника востребованным новой властью, в которой футуристы и конструктивисты до поры до времени чаяли осуществления своих идеологических утопий. На фоне абстракций и дегуманизированных композиций органично смотрится и автопортрет самого Родченко, в котором конструктивистские элементы словно овевает инфернальное пламя военного коммунизма. Творчество Родченко и его продолжателей, вероятно, понравится многим современным дизайнерам и ценителям модного минимализма.

Другой мир, вселенную современного гламура, легкой иронии и чувственных удовольствий, демонстрирует фотопроект Антонио Бандераса под названием «Women in Gold». Трудно сказать, что именно хотел запечатлеть Бандерас: его дамы, даже в своих материнских проявлениях, выглядят не слишком искренними. Несмотря на грамотные композиции и творческую сноровку, фотоснимки кажутся подходящими скорее для журнала мод, чем для концептуального проекта, показывающего «магию женщины». Несомненно, в качестве киноактера Бандерас куда убедительнее. Впрочем, открывая экспозицию, он просил не судить его строго, заметив, что не является профессиональным фотографом, а только любителем. «Прошу отнеситесь к выставке с некоторой иронией, ирония — это юмор, а юмор — признак интеллекта», — советовал Бандерас посетителям, и этот совет выглядит уместным.

Третья экспозиция, кажется, способна примирить революционные опусы Родченко и гламурные изыскания Бандераса. На ней выставлены работы знаменитой в 70-80-х гг. западногерманской арт-группы Zero. Художества Гюнтера Юккер, Хайнца Мака и Отто Пине" стремятся снять напряжение между человеческим и техническим, словно предуведомляя конец эпохи модерна в "нулевом пространстве" движущихся шипованных дисков, ярких композиций, в которых можно уловить взгляд робота на вселенную, различные приспособлений, делегирующих функциональное начало эстетическому. В творчестве Zero абстрактный экспрессионизм переходит в оптическое искусство, а новый реализм соседствует с элементами поп-арта.

/_cacheroot/_cache_2/1070_0_______.jpg

/_cacheroot/_cache_2/1071_0_______.jpg

/_cacheroot/_cache_2/1072_0_______.jpg

/_cacheroot/_cache_2/1073_0_______.jpg

/_cacheroot/_cache_2/1074_0_______.jpg

/_cacheroot/_cache_2/1075_0_______.jpg

/_cacheroot/_cache_2/1076_0_______.jpg

/_cacheroot/_cache_2/1077_0_______.jpg

/_cacheroot/_cache_2/1078_0_______.jpg

/_cacheroot/_cache_2/1079_0_______.jpg

/_cacheroot/_cache_2/1081_0_______.jpg

 

(С) 2009-2018. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"