Новости российской культуры


Почему «Защитники» - тот фильм, который все равно нужно смотреть

27.02.2017 23:17
 

Фото - vk.com

Ко Дню Защитника Отечества «маститый» Российский режиссер Сарик Андреасян выпустил «супергеройский блокбастер» «Защитники». Channelru объясняет, почему, не смотря на сомнительные художесвенные достоинства, нужно ходить на него в кинотеатр.

Фильмы о людях со сверхспособностями – жанр достаточно старый, но оттого не менее любимый зрителями. Например, несмотря на то, что первые кинокартины о Супермене (Кларке Кенте) появились еще в 1948 году, этот пришелец с планеты Криптон до сегодняшнего дня не сходит с экранов, собирая огромные кассы. Перейдя из бульварного романа (pulp fiction) на страницы графических новелл борцы со злом в масках обрели сверхчеловеческие способности в 1938 году, с рождением Супермена. С тех пор они пережили многочисленные перерождения и смену функционала: боролись с фашизмом в годы Второй Мировой, с «красной угрозой» в период Холодной войны и даже с исламским терроризмом в последние 10-15 лет. Какие-то серии комиксов, например фантастическая франшиза «Терминатор», основывались на уже существующих героях, развивая мир оригинальной концепции; какие-то, напротив, были основой для своих экранных воплощений. В общем, с уверенностью можно сказать, что «супергеройское кино» на американской почве укоренено и любимо многие десятилетия.

О России такого сказать нельзя. Отечественный зритель знаком с миром комиксов, в основном по великолепным франшизам Marvel, DC и Sony, интересным хотя бы уже потому, что они сделаны с любовью к источнику, а огромные бюджеты студий позволяют задействовать звезд первой величины от Майкла Фассбендера, Бена Аффлека, Скарлет Йоханссон и Роберта Дауни-Младщего до Иена Маккеллена и Патрика Стюарта. Проекты американских студий во многом рассчитаны на огромную субкультуру фанатов графических новелл (которая в России практически не представлена), но остается интересной и для людей, с первоисточником, в принципе не знакомых. Этот охват обеспечивается тем, что блокбастеры прячут в сюжет «пасхалки» для фанатов в виде отсылок к, непосредственно, комиксам или кочующего из фильма в фильм камео Стена Ли (один из основателей студии) у Marvel. Постороннего же зрителя привлекают крайне добротная режиссура, крепкие сюжеты, юмор, и, конечно, давно любимые актеры. И вот, Сарик Андреасян решает оседлать волну и перенести типично американскую стилистику на «родную» (в данном случае российскую) землю.

Говорить о весьма сомнительных талантах этого режиссера можно долго. На его счету такие «восхитительные» работы как «Беременный», «Служебный роман-2», «Женщины против мужчин» и, конечно, провальнейшая попытка плагиата любимой народом картины «Квартета И» «О чем говорят мужчины», которую Сарик неизобретательно назвал «Что творят мужчины». Впрочем, что и говорить, если этот «гигант», пытаясь «покорить Америку» и умудрившись привлечь гениального оскаровского лауреата Эдриэна Броуди, «сваял» с ним «Ограбление по-американски» рейтинг которого на Rotten Tomatoes 14%. Проблема Андреасяна в том, что он не просто снимает плохие фильмы, а в том, что при этом он продолжает считать себя гениальным режиссером, заслуживающим «Оскара». И это не шутки, он смог пролоббировать включение своего «Землетрясения»  в список номинаций на эту кинопремию от армянской киноакадемии, правда по техническим причинам фильм выпал из лонг листа, что было в симпатизирующей Сарику российской прессе объяснено, разумеется «русофобией» и «происками врагов».

И вот, теперь кинотеатры покоряют «Защитники». Что тут скажешь, невыносимо все, начиная с калькированного с «Мстителей» названия. Это третий за год фильм «мэтра», так что времени на глупости нет – освоение бюджетов «патриотического заказа» требует у Андреасяна огромного количества сил – на производство кино уже не остается. «Защитники» фильм тоже, конечно же «многонациональный» и «патриотический» тут казах, армянин, сибиряк и украинка борются с неведомым злом, которое захватило Москву и хочет поуправлять миром. Хочется, конечно, отметить, что даже у плохо мотивированных антагонистов американских фильмов причин для того чтоб стать «нехорошими» как-то побольше, чем у Августа Куратова. Ну месть хотя бы там. Впрочем, ладно, сделаем скидку, американские злодеи часто тоже плохо прописаны. Посмотрим на непосредственно «Защитников», главные герои как-никак. Жертвы экспериментов сталинской эпохи, они обладают как бы «спосоностями». Все их таланты мы уже видели, конечно: Лер управляет минералами, У Магнето что-то такое же было с железом. Хан быстро бегает – Флеш тоже. Ксения становится невидимой – прямо Сьюзан Шторм из «Фантастической четверки». Арсус – оборотень с головой медведя и это тоже было в «Людях Икс». Спасибо, создателям хотя бы за то, что они просто не реинкарнировали «Фантастическую четверку, а хоть немного постарались и собрали «солянку» из разных франшиз. За это им, конечно, спасибо.

Разговоры их заслуживают отдельного внимания, давно ли герои с экрана разговаривали с вами языком передовицы газеты «Правда»? Недавно, конечно, ведь Бондарчук только что подарил миру свое «Притяжение», но все же это неприятно. Картонные, вымученные, с явным усилием зазубренные фразы произносят такие же пластмассовые персонажи. У них нет характеров, они даже шутить пытаются языком официальных новостей. Спецэффекты небрежные, но хотя бы завершенные: хромакей, слава богу, нигде не проглядывает.

К сожалению «черный пиар» -- тоже пиар, многие зрители мотивированы валом негативных рецензий, желая «проверить на себе» их честность. Однако, это плохой путь: чем больше вы несете Андреасяну своих денег – тем лучшим режиссером он себя считает, а, значит нам придется смотреть все больше и больше его «картин» отвратительно низкого качества. Фильм, посмотрев который, вы будете мечтать только о том, чтобы написать разгромный пост в социальной сети по определению не стоит ни потраченного времени, ни денег.

Печалит лишь одно: если предложение министерства культуры об увеличении госпошлины на прокат иностранных фильмов в 1400 раз (до 5 миллионов рублей с 3,5 тысяч сейчас) будет реализовано – наш экран заполонят творения невероятно плодовитых Андреасянов и прочих людей, необъективно оценивающих масштаб и значимость своего таланта.

 

(С) 2009-2017. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС 77-50910

Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов и перепечаток.

Материалы издания могут содержать информацию под грифом "18+"